Марина (marinaskaz) wrote,
Марина
marinaskaz

Categories:

КУДА ИСЧЕЗЛИ СКАЗКИ?

Статья с сайта Полиинформ



КУДА ИСЧЕЗЛИ СКАЗКИ?
Литература

«Чтоб не мучить себя, не терзать
Непосильным трудом каждый вечер –
Только детские книжки писать,
Только детские души калечить».
Евгений Лесин.

 


Каждый пишущий человек обязательно имеет в своем творческом багаже произведения для детей, в каком бы серьезном жанре он не работал. Кто-то начинает писать детские произведения для своих собственных детей или внуков, кто-то для «пробы пера»… Далеко не все остаются в этом жанре, но иных, что называется, затягивает, и результат бывает просто потрясающий – серьезный литератор и переводчик Самуил Яковлевич Маршак, ставший одним из ведущих детских поэтов Советского Союза; физик Людвидж Доджсон, известный всему миру как автор «Алисы» Льюис Кэрролл… Алексей Толстой – перекрестивший Пиноккио в любимого многими поколениями Буратино и написавший еще к тому же и бессмертную «Аэлиту»… А у скольких «взрослых» писателей лежат в столе не увидевшие свет свои Алисы и Аэлиты… Не секрет, что к детской литературе у многих отношение какое-то… снисходительное, что ли? Вроде как и нужная литература – и вроде как и не совсем литература, а так, баловство… Но, как правило, так относятся те, кто попробовал – и не смог. Да еще, пожалуй, те, кто и пробовать испугался. Но из-за этого вот отношения коллег много детских произведений свет не увидели…

В детской литературе как под увеличительным стеклом видны все огрехи и небрежности, которые во «взрослой» растворяются в сюжете, «умствованиях» и прочем… Для детей нельзя писать длинно, дети на дух не переваривают заумь и философические размышлизмы. У ребенка слово и действие идут одновременно и если в книжке в течении одного абзаца ничего не происходит – следующий абзац ребенок уже не станет читать (во всяком случае – по собственной воле). К сожалению, детская литература, даже в сегодняшних экономических реалиях, является кормушкой для многих недобросовестных литераторов. Детская литература по востребованности не очень отстает от детективов – дети рождаются и родители, разумеется, ищут для них книжки. И, по закону рынка, спрос рождает предложение. Однако посмотрите, что предлагает рынок для самых маленьких: «Бэтман» и прочие комиксы с морями крови и всяческими драками… В незабвенном – не к ночи будь помянут – СССР огромными тиражами издавались русские народные сказки с иллюстрациями Васнецова и Билибина. Причем печатались эти книги на фабрике «Гознак», там же, где печатались деньги и паспорта. То есть, государство признавало ценность детской литературы наравне с паспортом гражданина страны. Сейчас, к сожалению, ценность художественного произведения определяется ценой продажи, и в этих условиях, разумеется, «Эммануэль» Э.Арслан для издателя намного привлекательнее «Гамлета» У.Шекспира…

Вообще, говоря о литературе – как детской, так и взрослой – невозможно уйти от экономики. Поговорка: «Кто платит деньги – тот и заказывает музыку» в рыночных условиях работает на сто процентов. И, поскольку деньги платит рынок – мы имеем то, что рынку нужно для его немедленного обогащения. И, разумеется, то, что ему – рынку – понятно. Сытиных и Марксов на нашем рынке пока не взрасло, а нынешние издатели, зарабатывающие на рынке (или, пока что, базаре?) деньги… Для них главное – заработок. Сравните еще недавние – 80х годов – тиражи на детскую литературу и тиражи той же литературы в наши дни… Агния Барто – честный детский поэт – имела около 600 сборников детских стихов суммарным тиражом более 600 000 000! Я специально написал цифрами для наглядности. В наши дни тираж в 10 000 экземпляров считается выдающимся… Но при десятитысячных тиражах ни о какой работе с поколением речи идти не может! Десять тысяч – это потешить самолюбие автора да заработать на хлеб насущный – и не более. Для того, чтобы детская литература стала тем, чем она и должна быть – маяком, путеводной нитью в жизни, учителем и воспитателем – она должна иметь возможность прийти в каждый дом, к каждому ребенку. И, разумеется – в каждую библиотеку, школу и детский сад. Согласитесь, что при тиражах в десять тысяч это утопия. А если учесть проникновение в жизнь компьютера, который вместе с телевизором заменил детям печатное слово (впрочем, не только детям…), то картинка получается и вовсе печальная. В компьютерном мире нас – я имею в виду детскую литературу – обогнали, как водится, западники. Я не нашел в продаже ни одной компьютерной «игрушки» на тему русских народных сказок – на прилавках всяческие западные рыцарские убоища, войны – от Древнего Рима до Третьей Мировой (и все – с победой Запада над Россией в итоге), битвы Толкиенских орков и разнообразные игрушки типа «Монополии», да еще – «Петька и Василий Иванович». Это, правда, наше, но, полагаю, скабрезные анекдоты – это не есть детская литература… Я, во всяком случае, не хочу, чтобы мой сын постигал этику, историю и мораль по дурным анекдотам о Чапаеве… К сожалению, деньги платит опять же рынок – и мы имеем то, что имеем…

Выход из этой ситуации есть – детская литература не должна зависеть от рынка. В советские времена детская литература имела статус госзаказа – отсюда и тиражи, и пропаганда литературы. И – как не странно – полезная цензура, отсекавшая, по большей мере, ремесленные поделки, оставляя то, что и сейчас не потеряло своей привлекательности и актуальности. Вспомните, какие монстры работали на этой ниве: издательства «Детская литература» и «Молодая гвардия», издававшие исключительно детскую и юношескую литературу… А помимо них – у каждого издательства была «детлитовская» разнарядка, опять же – госзаказ, и попробуй не выполни! Библиотеки имели детскую литературу в избытке, даже, помнится, была такая «библиотечная серия» – издания, поступающие не на рынок, а исключительно в библиотеки. Получается, что то – ныне хулимое государство – заботилось о детях, об их духовном и интеллектуальном развитии, понимая, что дети будут продолжать нашу жизнь, а наше – демократическое – полагает, что дети существуют только для того, чтобы с их помощью содрать с родителей еще денег? Похоже…

ТРЕБУЮТСЯ ХУДОЖНИКИ
удаленная работа
детские сказки

Инновационный проект ”Говорящие книги”. Предлагаем художникам и иллюстраторам детских сказок работу по контракту.
Во всяком случае, говорить всерьез о детской литературе при нынешних тиражах просто нелепо – если детская книга в стране с населением в полтораста миллионов выходит тиражами от тысячи до десяти тысяч экземпляров – это означает, что детской литературы у нас нет как вида. Вымерла. Ведь если книга не может оказаться одномоментно в руках у всего поколения, то она и не сможет повлиять на мироощущение этого поколения, не сможет дать ему те базовые ценности, ради выработки которых у детей, собственно, детская литература и существует. А поскольку свято место пусто не бывает – на месте нашей, Российской детской литературы, ведущей свой отсчет еще со сказаний Боянов, со «Слова о полку Игоревом», русских народных сказок, «Юности честного зерцала» и многого-многого другого, того, что выстрадано и обдумано многими поколениями россиян – мы имеем дешевые западные подделки, не имеющие ничего общего с нашим национальным легендарным «русским духом». И, кстати, переведенные так скверно, что и к русскому языку отношения не имеющими… А что? – рынок, и его законы к душе и духу никак не относятся. Это издательства Сытина и Маркса могли себе позволить издавать дешевые «Народные серии» за счет прибылей от «коммерческой» литературы, устраивать литературные вечера для детей бедноты. Но вся проблема детской литературы в том и заключается, что ее не будет до тех пор, пока у нас не появятся новые Сытины и Марксы. Или пока государство не возьмет на себя благородную ношу меценатства. А до той поры у нас, разумеется, будут детские писатели, будут произведения для детей и юношества – и не будет Детской Литературы как таковой. Потому что сейчас состояние детской литературы напоминает состояние Хрущевской кукурузы в Заполярье – сажать можно, но не растет почему-то…

Андрей КАРЛОВ.


Детские сказки
 
Tags: Мысли, На память, ССЫЛКИ
Subscribe

  • Сказки Андерсена

    Скоро день рожденья великого сказочника. А какие его сказки вы знаете? Постарайтесь не пользоваться ничем, кроме своей памяти. Ответы скрываю,…

  • Азбука вежливости

    Ура! Выложили мою любимую книгу! Автор: Л. Васильева-Гангнус Издательство: Педагогика Год выпуска: 1984 Количество страниц: 136 Формат: pdf…

  • Зайчишка-Пушишка в зоопарке

    Добрый человек belcatya отсканировала и выложила еще одну книгу о Зайчишке-Пушишке! Вот здесь (в сообществе), и здесь (у меня) то,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments