Марина (marinaskaz) wrote,
Марина
marinaskaz

Categories:

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕТСКИЕ СТРАШИЛКИ?

Нам с самого раннего детства хорошо знакомы стихи замечательного детского поэта Корнея Чуковского, который в своем творчестве написал множество детских страшилок. Кому не известны его стихи о "милой девочке Лялечке", столкнувшейся с непредвиденными жизненными обстоятельствами?

"Милая девочка Лялечка, с куклой гуляла она,
И на таврической улице вдруг увидала Слона.
Боже, какое страшилище! Ляля бежит и кричит!
Глядь, перед ней из под мостика высунул голову Кит.
Лялечка плачет и пятится, Ляличка маму зовет,
А в подворотни на лавочке страшный сидит Бегемот.
Змеи, Шакалы и Буйволы всюду кричат и скулят.
Милая девочка Лялечка - беги без оглядки назад!"

        Спрашивается, зачем нужно детям читать такие страшные вещи? Не только стихи, но и все другие детские сказки с трагическими сюжетами, такие, как "Колобок" или "Красная шапочка", которых скушали Лисица и Волк?

         Но как утверждают опытные психологи, детям эти сказки крайне необходимы, так как они моделируют, возникающие, порою, непростые жизненные ситуации в нашей реальной жизни и помогают позрослевшим, в последствии людям, находить в них правильные жизненные решения. Значит эти детские страшилки способствуют не только более быстрой психологической адаптации ребенка в сложившихся негативных обстоятельствах, но и помогают пережить ему стрессы с наименьшими потерями, являясь по существу своебразной психологической прививкой против "Чумы" и "Бешенства"!

         Позрослевший ребенок, начиная пользоваться современной сказкой научно-технического прогресса, которой по существу является Мировая Паутина Интернета, так же, порою, сталкиваясь в ней с очень непростыми конфликтными ситуациями, иммитирующими в виртуальном мире нашу реальную действительность. Но самым ценным для всех нас - является приобретенный опыт по преодолению различных непредвиденных препятствий, которые достаточно часто возникают в нашей реальной жизни. Поэтому, гораздо лучше пережить преодоление жизненных невзгод в виртуальном мире для того, чтобы, при возникновении подобных конфликтных ситуаций в реальной жизни, избежать принятия неправильных решений.

       Но еще более важно, для полноценного развития детской психики, постоянно читать взрослеющиму ребенку стихи и сказки, вызывающие положительные эмоции. Ведь все отрицательные переживания должны в избытке нейтрализоваться положительными эмоциями. Опять же здесь, для примера, приведем стихи, цитируемого детского автора:

"Рады, рады, рады,
Рады все березы.
И на них от радости
Расцветают розы!
Рады, рады, рады,
Рады все осины,
И на них от радости -
Растут апельсины!"

Какую же надо иметь открытую и чистую душу, чтобы писать подобные стихи!

УЧЕНЫЙ-ЛЮДОВЕД  В. И. ЖИГЛОВ


Подсказки о сказках

В последнее время мне все чаще приходится слышать о том, что сказки, которые мы читали в детстве, никак не подходят для гуманистического воспитания добрых и великодушных людей.

И действительно, дети боятся Бабу-Ягу, Бармалея и Карабаса-Барабаса. А народные сказки бывают просто удивительно жестокими. И еще кажется, будто мир меняется так быстро, что старые сказки уже совсем никуда не годятся.

Что именно нам не нравится в детских сказках?

Во-первых, сказки часто не подходят к типу современного мышления. Моя знакомая представительница работающей и довольно обеспеченной части населения гневно восклицала: «Читать ребенку про этого бездельника Ивана-дурака, который ничего не делает, но всего добивается? Ни за что!» — далее шло подробное описание причин, по которым эта мама не любит иванушек-дурачков и в их лице весь российский народ. Я не распространяю неприязнь к бездельникам на целую нацию, но факт остается фактом — разнообразные варианты сказок о везучести младшего придурковатого сына и его преимуществе перед старшими деловыми и энергичными братьями действительно как-то устарели. И действительно, безделье для России — сродни национальной катастрофе, причем бездельничают именно мужчины, а женщины (вспоминаем героинь русских сказок) трудятся не покладая рук.

Во-вторых, сказки часто бывают страшные и жестокие. Вот, например, сказки Чуковского. Их вроде как положено читать совсем маленьким детям. А там полно всего страшного! «Тараканище» и «Краденое солнце», например,- это же кошмар. Помнится, в детстве они мне нравились, а вот сейчас мне про этого таракана читать и смешно, и жутко. А почему? А потому, что взрослый видит сказку в контексте знаний об эпохе и жизни автора, среди исторических символов и мифов. Наш фонд общих знаний нам мешает. Мы, взрослые, просто так ничего прочесть не можем. У нас сразу тараканы в голове появляются — с Тараканищем возникают какие-то подозрительные политические ассоциации, причем совершенно беспочвенные, а «доблестный Ваня Васильчиков» кажется просто чекистом.

Неужели дети не боятся? Еще как боятся. И Бармалея, и волка, и Бабу-Ягу. Детям снятся тревожные сны, они просыпаются и лезут в родительскую кровать, а потом дрыгают ногами, не дают взрослым нормально отдохнуть. Родители не высыпаются. В общем, у страшных сказок могут быть трагические последствия.

Зачем же тогда нужны страшные сказки?

Психологи утверждают, что страх нужен для переживания катарсиса, для «очищения души». Взрослые читают детективы и не считают, что это вредно. Захватывающий сюжет: интрига, кульминация и… развязка. У-у-х. Вот это «у-у-х» и есть катарсис. Страшные истории позволяют пережить запретные в реальности ощущения: гнев, ненависть, агрессию, злость. Лучше злиться на подлого крокодила, сожравшего солнышко, чем на родную маму.

За последний век появилось так много хорошей детской литературы, что вопрос «что читать?» кажется нелепым. В любом книжном магазине помимо полупережеванных детских детективчиков в красивых обложках обязательно найдется что-нибудь стоящее. Так что скорее стоит разобраться не в том, что читать, а в том, как читать.

Для начала вам лучше самим ознакомиться с содержанием книги, которую вы собираетесь прочесть ребенку. Тут действует простое правило: если вам не нравится, не читайте. Если вы будете читать скучным голосом, думая о своем, пользы ребенку это не принесет. Конечно, есть список литературы для дошкольного возраста, и если ваш ребенок не будет знаком с теми же сказками Чуковского, его могут не взять в хорошую школу. Уж придется потерпеть, в двадцатый раз перечитывая навязшее в зубах «Федорино горе». Но здесь, кстати, вам на помощь могут прийти аудиосказки, мультфильмы и детский сад. Там, по идее, должны накрепко вбивать детям в головы всю дошкольную программу. В остальном полагайтесь на родительский инстинкт: обязательно найдется книжка, которая понравится и вам, и ребенку.

Как бы кощунственно это ни звучало, сказки, которые вы собираетесь читать вместе с ребенком, должны быть адаптированными. «Адаптированный», в данном случае, не значит «неполноценный», тем более что изменять текст в соответствии с возрастом и развитием ребенка отлично может тот, кто взялся почитать ему книгу. Я лично по ходу дела пропускаю четверостишия, пересказываю затянутые пассажи в двух словах, а главное, щедро добавляю свою оценку героя там, где это необходимо. Мы с дочкой обсудили предосудительное безделье Ивана-дурака, незаслуженно оставленную без похвалы энергичность старших братьев, обманчиво безнаказанную хитрость лисы. При этом обсуждать нужно, не столько рассказывая, сколько слушая,- ребенку, как правило, есть что сказать по поводу прочитанного.

Если бы дети не читали сказок, не встречались в раннем детстве с отрицательными персонажами, не подозревали о том, что существует смерть, болезнь и прочие неприятности, они выросли бы другими. Им было бы несвойственно умение сопереживать, преодолевать свой страх, они бы не оказались причастными к мировой культуре, выраженной в сказках. Это были бы совсем другие люди, может быть, они обладали бы какими-то потрясающими качествами, но им было бы нелегко в нашем мире.

Так что лишать ребенка сказок только на том основании, что в них присутствует жестокость или «неправильная мораль», по меньшей мере, странно и опрометчиво. Как сказала мне одна мама, «без „Красной Шапочки“ и „Тараканища“ до Пушкина не добраться».

Ксения Долинина


Tags: Мысли
Subscribe

  • ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

    Чтобы в жаркие дни предохранить молоко от скисания, надо стеклянный кувшин с молоком поместить в широкую чашку с водой, а затем этот кувшин накрыть…

  • Я в контакте...

    Кто есть в контакте?! У меня там группы Игры и занятия для детей Детские журналыПрисоединяйтесь! Там выкладываю не то, что здесь :)) (ну если…

  • Прошу совета

    Я даже не знаю, как правильно сформулировать фразу, чтобы забить ее в поиск. Ситуация такая - если я открываю окно не во весь экран, то, убрав с него…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments

  • ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

    Чтобы в жаркие дни предохранить молоко от скисания, надо стеклянный кувшин с молоком поместить в широкую чашку с водой, а затем этот кувшин накрыть…

  • Я в контакте...

    Кто есть в контакте?! У меня там группы Игры и занятия для детей Детские журналыПрисоединяйтесь! Там выкладываю не то, что здесь :)) (ну если…

  • Прошу совета

    Я даже не знаю, как правильно сформулировать фразу, чтобы забить ее в поиск. Ситуация такая - если я открываю окно не во весь экран, то, убрав с него…